Старый Зингер

Алина спрятала эскизы в сумку. Быстро, воровато — как прячут любовные письма. Молния заела на середине, и она дернула сильнее. Что-то треснуло.

— Сломала? — Зоя Павловна подняла голову от своей вечной юбки. Третий день подгоняла подол для Марьи Ивановны.

— Нет, вроде… — Алина покрутила собачку молнии. Та болталась на одной нитке.

— Дай-ка сюда.

Старые пальцы Зои Павловны — узловатые, с утолщенными суставами — ловко подхватили иголку. Минута — и молния снова работала.

👉Здесь наш Телеграм канал с самыми популярными и эксклюзивными рассказами. Жмите, чтобы просмотреть. Это бесплатно!👈

Старый Зингер

— Спасибо.

— Не за что. А чего прячешь-то?

Алина покраснела. В ателье было прохладно — старый дом, печное отопление, — но щеки горели.

— Да так… рисунки.

— А-а, — протянула Зоя Павловна и вернулась к юбке.

Входная дверь звякнула колокольчиком. Нина Сергеевна. В новом пальто — сама себе сшила, английский воротник, приталенное. Красивая женщина, ухоженная. Таких в журналах «после пятидесяти» показывают.

— Доброе утро! Ну что, девочки, работаем?

Алина кивнула, доставая из шкафа недошитый пиджак. Заказ к среде — осталось только пуговицы пришить да петли обметать.

— Алиночка, а покажи-ка, что ты вчера кроила? Для Семеновой платье?

— В примерочной висит.

Нина Сергеевна прошла туда — каблуки цокали по старому паркету. Алина считала шаги. Пять, шесть, семь…

— Алина! — голос из примерочной. — Иди-ка сюда.

Зоя Павловна хмыкнула. Алина отложила пиджак.

В примерочной пахло нафталином — старый шкаф никак не выветрится. Платье висело на плечиках — темно-синее, простого кроя. Только вот…

— Что это? — Нина Сергеевна держала платье на вытянутой руке.

— Вытачки, — тихо сказала Алина.

— Я вижу, что вытачки. Но зачем здесь? И под таким углом?

Алина молчала. Что тут скажешь? Что ей показалось — так платье будет интереснее сидеть? Что она видела похожий прием в итальянском журнале?

— Семенова заказывала классическое платье. Клас-си-чес-кое. — Нина Сергеевна разделила слово на слоги, как учительница первоклашкам. — А это что?

— Это тоже классическое. Просто…

— Просто ты опять умничаешь. — Тетя повесила платье обратно. — Распори и перекрои. Нормально. Как положено.

— Но там всего две вытачки! Они даже не видны почти!

— Алина. — Нина Сергеевна повернулась к ней. Лицо усталое, под глазами тени — плохо спала, наверное. — Мы об этом сто раз говорили. У нас не дом моды. У нас ателье. Люди приходят за конкретными вещами. Понятными, носибельными. Без экспериментов.

— Это не эксперимент. Это просто другой крой.

— Который никто не заказывал. Распори.

Нина Сергеевна вышла. Алина осталась стоять перед платьем. Две вытачки. Всего две. Она столько раз их перекладывала, прикидывала на манекене, добиваясь идеальной линии…

Вернулась в зал. Села за машинку. Распарыватель холодный, неудобный. Нитки рвались со звуком, от которого сводило зубы.

— Не серчай, — сказала Зоя Павловна, не поднимая головы. — Она нервная сегодня. Вчера Костромина пальто забирать приходила — недовольна осталась. Говорит, фасон старит.

— А при чем тут я?

— Ни при чем. Просто… — Зоя Павловна откусила нитку. У нее осталась эта привычка с советских времен — зубами, не ножницами. — Просто ей страшно. Конкуренция кругом. Новые ателье открываются. Молодые портнихи. А у нас что? Я — старуха. Ты — племянница. Клиенты те же двадцать лет.

— Так может, как раз надо что-то новое пробовать?

— Может. А может, и нет. Кто ж знает?

Алина дернула нитку посильнее. Ткань затрещала.

— Осторожнее! Порвешь!

— Простите.

Работали молча. За окном шел снег — мелкий, колючий. Февральский. В такой снег хочется дома сидеть, чай пить. А не вытачки распарывать.

В обед Алина осталась одна — Нина Сергеевна ушла в банк, Зоя Павловна домой пообедать. Достала из сумки эскизы. Разложила на столе.

Вот этот неплох — пальто с асимметричным запахом. И этот — платье с градиентом. Она полночи сидела, высчитывая, как ткань разной плотности ляжет…

Колокольчик звякнул. Алина быстро собрала листы. Но вошла не тетя — молодая женщина, незнакомая.

— Здравствуйте. Вы работаете?

— Да, конечно. Вам что-то пошить?

— Может быть… — Женщина огляделась. — А можно посмотреть ваши работы? Образцы какие-нибудь?

Алина показала на стенд с фотографиями. Стандартный набор — костюмы, платья, пальто. Все правильное, аккуратное. Скучное.

— Понятно, — женщина явно разочаровалась. — А ничего более… современного нет?

Алина замялась. Эскизы жгли руки через ткань сумки.

— Есть кое-что… Но это пока только рисунки.

— Можно взглянуть?

И Алина показала. Сердце колотилось, пока женщина листала. Та молчала, разглядывая каждый эскиз подолгу.

— Это вы рисовали?

— Да.

— А сшить сможете? Вот это, например? — она указала на платье с перьями.

— Смогу. То есть… — Алина осеклась. — Нужно с директором согласовать. Она скоро вернется.

— Не надо, — женщина достала визитку. — Вот мой телефон. Подумайте. Если решитесь — звоните. Мне нужно что-то особенное. Защита диплома в консерватории. Хочется… ну, вы понимаете. Чтобы запомнилось.

Она ушла. Алина стояла с визиткой в руках. Анастасия Игоревна Светлова. Просто имя, телефон. И возможность.

Спрятала визитку в карман. Села за машинку, но руки дрожали. Перед глазами стояло то платье — с перьями, с асимметричным подолом. Она знала, какую ткань взять. Знала, как кроить. Знала каждую складку, каждый шов.

Вечером, дома, показала визитку Грише. Тот долго вертел картонку в руках.

— И что теперь?

— Не знаю. Если тетя узнает…

— А если не узнает?

Алина посмотрела на мужа. Он сидел в старом свитере, волосы растрепаны — весь день за компьютером.

— Гриш, ты думаешь, у меня получится?

Он отложил визитку. Потер лицо ладонями — устал.

— Алин, ты же знаешь… Я в этом не разбираюсь. Шитье, мода…

— Я не про то, разбираешься ты или нет. Я спрашиваю — веришь, что получится?

Григорий молчал. Долго. Потом встал, подошел к окну. На стекле морозные узоры — как кружево.

— Помнишь, ты платье себе шила? На нашу свадьбу?

— Помню.

— Я тогда зашел, а ты плачешь. Юбка не так легла. И что?

— И ты сказал — давай купим готовое.

— А ты что?

Алина улыбнулась.

— А я тебя выгнала. И досидела до утра. И юбка легла как надо.

— Вот и ответ, — Гриша повернулся к ней. — Только… Будь осторожна, ладно? Тетя Нина — она же…

— Знаю. Поэтому и боюсь.

Ночью не спала. Вставала, садилась за стол, рисовала выкройки. Потом рвала — не то. Снова рисовала. К утру на полу валялись обрывки бумаги, а на столе лежала готовая схема. Идеальная.

В ателье пришла раньше всех. Старый дом скрипел, печка остыла за ночь. Алина растопила, подкинула дров. И увидела его.

«Зингер» стоял в углу, накрытый чехлом. Им давно не пользовались — есть же новые машинки, электрические. Но Зоя Павловна не давала его выкинуть. Говорила — пригодится.

Алина подошла, сняла чехол. Машинка была красивая — черная, с золотыми буквами. Крутнула маховик — работает.

— Рано ты сегодня.

Алина вздрогнула. Зоя Павловна стояла в дверях, отряхивая снег с платка.

— Не спалось.

— Бывает. — Старушка прошла к своему месту. — «Зингер» разглядываешь? Хорошая машинка. Я на такой учиться начинала. В пятьдесят четвертом.

— Давно.

— Давно. — Зоя Павловна села, достала очки. — Мать моя на такой же шила. И бабка. Он вечный. Только масло подливай да иглу меняй.

— А можно… можно на нем шить?

Зоя Павловна посмотрела на нее поверх очков.

— А что шить-то собралась?

Алина молчала. Потом достала визитку, положила на стол.

— Вчера женщина приходила. Платье заказать хочет. По моему эскизу.

— Тому самому? С перьями?

— Откуда вы знаете?

— Я хоть и старая, а не слепая. Видела, как ты его рисуешь. Красивое платье.

— Нина Сергеевна не разрешит.

— Это да. — Зоя Павловна взяла визитку, покрутила. — А если не говорить?

— Как это?

— А так. Ты приходи вечером, когда все уйдут. Ключ у меня есть — я иногда задерживаюсь. И шей. На «Зингере». Он тихий, с улицы не слышно.

— Зоя Павловна…

— Что? — старушка строго посмотрела на нее. — Думаешь, я не понимаю? Понимаю. У самой такое было. Только я смелости не хватило. А потом — поздно стало. Дети, семья, работа. Так и шила всю жизнь юбки да пиджаки. А ведь могла…

Она не договорила. Надела очки, взялась за работу.

— Ткань где брать будешь?

— Съезжу в город. Там магазин есть хороший.

— Съезди. Только аккуратнее выбирай. Для перьев основа важна.

Вошла Нина Сергеевна. Разговор оборвался. Алина села за распоротое вчера платье — надо было заново кроить.

День тянулся бесконечно. Алина машинально строчила, отвечала на вопросы тети, улыбалась клиентам. А в голове крутилось: получится — не получится, получится — не получится…

Вечером, когда Нина Сергеевна ушла, Зоя Павловна достала из сумки сверток.

— На. Это тебе.

Алина развернула. Масло для швейной машинки. Иглы. И старая, потертая книга — «Курсы кройки и шитья. 1957 год».

— Там про перья есть целая глава. Как с ними работать. Пригодится.

— Зоя Павловна, я не знаю, как благодарить…

— Не надо благодарить. Просто сшей. Хорошо сшей. Чтобы я могла сказать — вот, не зря помогла.

Алина обняла старушку. Та пахла корвалолом и шерстью.

— Ключ под ковриком. Уходить будешь — печку проверь. И окна.

Неделю Алина жила двойной жизнью. Днем — послушная племянница, которая шьет прямые юбки и перекраивает вытачки. Вечером — другая Алина, которая колдует над шелком и перьями при свете старой лампы.

«Зингер» работал удивительно. Тихо, плавно, будто понимал, какая деликатная работа. Перья приходилось пришивать вручную — каждое отдельно, под определенным углом. Пальцы болели, спина затекала, но Алина не замечала времени.

Гриша волновался.

— Ты когда спать-то будешь?

— Скоро закончу.

— Может, помочь чем?

— Сиди со мной. Просто сиди.

И он сидел. Читал что-то в телефоне, иногда вставал размяться. Варил кофе в старой турке, которую они привезли из свадебного путешествия.

— Знаешь, — сказал как-то, — я тут подумал…

— М-м?

— Может, тебе свое дело открыть? Ну, когда-нибудь?

Алина подняла голову от шитья.

— Шутишь?

— Нет. Серьезно. Ты же… у тебя талант. Правда. Я просто раньше боялся говорить. Думал — вдруг не получится, ты расстроишься…

— И что? Попросил бы тетю Нину меня приструнить?

Гриша покраснел.

— Дурак был. Прости.

— За что?

— За то, что не верил. Что думал — тебя надо оберегать. А ты… ты сильная.

Алина отложила шитье, подошла к мужу. Села на колени, обняла.

— Я не сильная. Я просто очень хочу. Понимаешь? Очень.

— Понимаю.

На девятый день платье было готово. Алина повесила его на манекен, отошла. В полумраке ателье оно казалось живым. Перья шевелились от сквозняка, подол струился.

— Красота, — сказала Зоя Павловна. Она пришла посмотреть. — Я бы в молодости такое… Эх.

— Может, примерите?

— Что ты, милая. Куда мне? Я свое отплясала.

Позвонили заказчице. Та приехала на следующий вечер. Молча обошла вокруг манекена. Потом примерила.

И заплакала.

— Что-то не так? — испугалась Алина.

— Все так. Все идеально. Я просто… я не думала, что можно быть такой красивой.

Заплатила щедро. Больше, чем договаривались. Алина пыталась отказаться, но Анастасия Игоревна была непреклонна.

— Это не просто платье. Это… даже не знаю, как объяснить. В нем я чувствую себя собой. Настоящей.

Когда она ушла, Алина долго сидела в пустом ателье. «Зингер» поблескивал в углу. Пахло тканью и машинным маслом.

Утром, перед открытием, убрала все следы ночной работы. Проветрила, подмела обрезки. Села за свой обычный стол с обычным пиджаком.

— Ты сегодня какая-то… другая, — сказала Нина Сергеевна, разглядывая племянницу.

— Выспалась хорошо.

— Ну и славно. Кстати, звонила Семенова. Довольна платьем. Говорит, как раз то, что хотела.

— Хорошо.

— Алина, — тетя присела рядом. — Я понимаю, тебе иногда хочется чего-то… творческого. Но пойми и меня. У нас репутация. Клиенты. Мы не можем рисковать.

— Понимаю.

— Вот и умница.

День прошел как обычно. И следующий. И еще один. Алина шила юбки, перешивала пальто, улыбалась клиентам. А по вечерам садилась дома и рисовала. Новые эскизы. Еще смелее.

Через месяц позвонила Анастасия Игоревна.

— Алина? У меня к вам просьба. Моя подруга видела платье. Теперь все консерватория только о нем говорит. Она тоже хочет. Что-то особенное. Сможете?

— Смогу.

— Только… это ведь надо будет не здесь шить? Я поняла, у вас там сложности…

— Разберемся.

Положив трубку, Алина посмотрела на Зою Павловну. Та кивнула.

— Шей. Ключ где лежит, знаешь.

Второе платье было другим. Без перьев, но с вышивкой — сложной, объемной. Алина вышивала неделями, пока пальцы не немели.

Потом был третий заказ. Четвертый. Слухи расходились — где-то в городе есть мастерица, которая шьет необычные платья. Красивые. Особенные.

Алина уставала. Работа днем, работа ночью. Гриша ворчал, но помогал — возил за тканями, встречал клиенток.

А потом Нина Сергеевна все узнала.

Как — неясно. То ли кто-то проговорился, то ли увидел свет в окнах. В то утро она пришла раньше обычного. Алина как раз убирала обрезки после ночной работы.

— Так, — сказала тетя. И все стало понятно.

Молчали долго. Потом Нина Сергеевна прошла к «Зингеру», провела рукой по крышке.

— На нем, значит?

— Да.

— И давно?

— Два месяца.

— Ясно. — Тетя села. Выглядела она устало. — И что теперь?

— Не знаю.

— Я тоже не знаю. — Нина Сергеевна сняла очки, потерла переносицу. — Обманывать меня… В моем же ателье…

— Простите.

— За что? За то, что талант есть? Или за то, что я дура старая, которая этот талант не разглядела?

Алина подняла голову. Тетя смотрела в окно.

— Знаешь, я ведь тоже такой была. Молодой. С идеями. Думала — перевернуть мир своими платьями. А потом… жизнь. Надо кормить семью. Надо платить за помещение. И я стала шить юбки. Прямые юбки для прямых людей.

— Тетя Нина…

— Дай договорить. Когда ты пришла, я увидела себя. Молодую. И испугалась. Что ты наступишь на те же грабли. Что разочаруешься. Что сломаешься. И начала… оберегать.

— Гриша вас просил?

Нина Сергеевна покачала головой.

— Нет. Это я ему сказала — мол, Алина слишком мечтательная, надо приземлить. А он поверил. Мужчины — они такие. Им проще поверить, чем разбираться.

Вошла Зоя Павловна. Посмотрела на них, хмыкнула.

— Разоблачили?

— Зоя Павловна, вы-то зачем? — укоризненно спросила Нина Сергеевна.

— А затем, что жалко. Талант жалко. Вы вот свой зарыли, и что? Счастливы?

Нина Сергеевна промолчала.

— То-то же. А девочка пусть пробует. Обожжется — ее дело. Не обожжется — наша радость.

— И что теперь? — Алина смотрела на них обеих. — Уволите?

— С чего это? — возмутилась тетя. — Работник хороший, зачем увольнять? Только… давай договоримся. Свои заказы — после работы. И чтоб основная работа не страдала.

— Конечно!

— И еще. — Нина Сергеевна встала, подошла к племяннице. — Покажи, что ты там нашила.

Следующий час они разглядывали фотографии платьев в телефоне Алины. Нина Сергеевна молчала, только иногда цокала языком.

— Это что за шов?

— Французский. Но модифицированный.

— Интересно. А вышивка — вручную?

— Да. Машинная не дает такого объема.

— Покажешь как-нибудь?

— Конечно!

Зоя Павловна усмехнулась.

— Вот и ладно. А я уж думала — опять скандал. Старая стала, нервы не те.

С того дня многое изменилось. Алина официально арендовала у тети вечернее время в ателье. Платила честно — процент с заказов.

Нина Сергеевна иногда заглядывала посмотреть. Давала советы — дельные, профессиональные. Без снисходительности.

— А если вот так попробовать? — предлагала она, показывая хитрый способ обработки швов.

Гриша тоже изменился. Перестал бояться. Начал верить. Даже визитки жене заказал — «Алина Назарова. Дизайнерская одежда».

— Рано еще, — смущалась Алина.

— Нормально. В самый раз.

А «Зингер» работал. Вечерами, когда ателье затихало, Алина садилась за старую машинку и шила. Перья, вышивка, сложные драпировки — все, что не решалась делать днем.

Однажды Зоя Павловна принесла фотографию. Старую, черно-белую.

— Это я. В пятьдесят восьмом.

На фото была молодая женщина в платье. Необычном платье — с косым воротником и странными складками.

— Сама придумала. Хотела на конкурс послать. В Москву.

— И что?

— А то. Муж сказал — дурь. Свекровь сказала — позор. Я и не послала. А платье сожгла. Чтоб не мучило.

— Зоя Павловна…

— Ничего. Прошло. Просто… ты не бросай. Что бы ни говорили. Хоть муж, хоть свекровь, хоть сама царица небесная. Не бросай.

— Не брошу.

— Вот и ладушки.

Через полгода у Алины была первая настоящая коллекция. Пять платьев. Все разные, но в одном стиле — сложные, изящные, живые.

Анастасия Игоревна помогла с показом. Небольшой — в кафе, для своих. Но пришло много народу.

Алина стояла за кулисами, вцепившись в руку Гриши.

— Вдруг не понравится?

— Понравится.

— Вдруг засмеют?

— Не засмеют.

— Гриш, мне страшно.

— И мне. Но ты иди. Слышишь? Иди.

И она пошла. Вышла на поклон после показа. Зал аплодировал. Кто-то кричал «браво». Анастасия Игоревна плакала.

А в первом ряду сидели Нина Сергеевна и Зоя Павловна. Тетя улыбалась и утирала глаза платочком. А Зоя Павловна просто кивала — мол, я же говорила.

После показа заказов было столько, что Алина испугалась.

— Не успею…

— Успеешь, — сказала Нина Сергеевна. — Бери помощницу. Научишь.

— А вы?

— А что я? У меня свои клиенты. Им ваша мода без надобности. Им бы юбочку попроще. — Но сказано это было без обиды. С улыбкой.

Вечером, когда все разошлись, Алина осталась в ателье одна. Села за «Зингер». Провела рукой по потертой крышке.

— Спасибо, — сказала тихо.

Машинка молчала. Но Алине казалось — она довольна. Как старый мастер, который передал секрет ученику.

За окном шел снег. Фонарь освещал кружащиеся снежинки. В ателье пахло тканью и счастьем.

А на столе лежали новые эскизы. Еще смелее. Еще красивее.

Потому что страшно не ошибиться. Страшно не попробовать.

 

👉Здесь наш Телеграм канал с самыми популярными и эксклюзивными рассказами. Жмите, чтобы просмотреть. Это бесплатно!👈
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: