Мама бросила, а чужая стала родной

— Полина Малышева, следующая! — объявила завуч музыкальной школы.

Октябрь 2019 года. Худенькая пятнадцатилетняя девочка вышла на сцену актового зала, где проходил отборочный тур городского конкурса имени Чайковского. В зале сидело всего несколько человек — члены жюри да пара родителей. Её собственной матери, конечно, не было.

Полина подняла скрипку, закрыла глаза и заиграла. Вивальди, «Времена года», «Зима». Первые ноты полились неуверенно — пальцы дрожали от волнения.

Мама бросила, а чужая стала родной

«Спокойно, это просто музыка. Та самая, которую я играю каждый день. Забудь про жюри, про маму, про деньги. Есть только ты и скрипка.»

👉Здесь наш Телеграм канал с самыми популярными и эксклюзивными рассказами. Жмите, чтобы просмотреть. Это бесплатно!👈

Уже через несколько тактов девочка забыла обо всём. Существовала только музыка — холодный ветер, метель, танцующие снежинки. Смычок летал по струнам, выводя сложнейшие пассажи. В кульминации третьей части, когда мелодия взлетала к самым высоким нотам, Полина почувствовала, как по щекам текут слёзы. Это была её молитва, её крик о помощи, превращённый в музыку.

Последний аккорд растаял в тишине. Зал молчал несколько секунд, потом раздались аплодисменты. Даже строгая председатель жюри невольно вытирала глаза.

— Браво! — не сдержалась учительница музыки Елена Михайловна, когда девочка закончила. — Полина, ты превзошла себя!

Но радость длилась недолго. Дома её ждала мать.

— Опять на своих концертах шлялась? — Вероника даже не подняла головы от журнала мод. — Знаешь что, хватит с меня этой благотворительности. Значит так, с завтрашнего дня будешь приносить домой минимум восемьсот рублей в день. Хватит дармоедкой сидеть!

— Мама, но я же учусь! Девятый класс, экзамены скоро. И музыкалка три раза в неделю, плюс репетиции к конкурсу…

— Вот именно что музыкалка! Сколько можно на этой скрипке пиликать? Толку-то от неё никакого, одни расходы! Струны новые купи, смычок почини, канифоль закончилась… Завтра же бросаешь эту ерунду и идёшь работать!

«Она даже не знает, что я выиграла отборочный тур,» — с горечью подумала Полина. — «Ей всё равно. Главное — деньги.»

Полина опустила глаза. Она знала — спорить бесполезно. Когда мать решала, переубедить её было невозможно.

***

История Вероники Малышевой была типичной для женщин, считающих, что мир им должен по праву рождения. В двадцать два она вышла замуж за Артёма — перспективного программиста из хорошей семьи. Красивая блондинка с точёной фигурой и карими глазами, она умела очаровывать мужчин одним взглядом.

Артём влюбился без памяти. Свадьба через полгода, трёхкомнатная квартира в центре — родители помогли с первым взносом по ипотеке. Вероника бросила экономический факультет на третьем курсе — зачем напрягаться, если муж зарабатывает по двести тысяч в месяц?

Первый год был сказочным. Шубы, украшения, отдых на Мальдивах. Вероника проводила дни в салонах красоты и фитнес-клубах, вечера — в ресторанах.

— Вероника, может, тебе работу найти? — осторожно предложил муж через два года. — Не ради денег, просто для саморазвития. Ты же умная, красивая…

— Ты что, не можешь меня обеспечить? — возмутилась она. — Я же не уборщицей к тебе в жёны нанималась! У нормальных мужчин жёны дома сидят!

Артём промолчал, но что-то в их отношениях треснуло. А когда Вероника забеременела и родила дочь, он надеялся, что материнство её изменит. Не изменило. Нянька воспитывала Полину, пока мать развлекалась.

Через три года Артём ушёл к коллеге — скромной девушке-программистке Насте, которая его понимала и поддерживала.

Вероника осталась с трёхлетней Полиной и алиментами в сорок тысяч. Квартиру пришлось продать — доплачивать ипотеку было нечем. Сняли однушку на окраине.

Следующим был Максим — владелец автосервиса. Продержался четыре года, оплачивал музыкальную школу для Полины — девочка проявила способности. Ушёл, когда понял, что для Вероники он просто кошелёк.

Потом были Игорь, Стас, какой-то бизнесмен Олег… Каждый уходил, устав от её потребительского отношения и истерик.

***

К сорока годам Вероника поняла — красота увядает, морщины не скрыть даже дорогой косметикой, а новых поклонников всё меньше. Последний ухажёр, торговец автозапчастями Виталий, сбежал полгода назад, прихватив её последние сбережения — пятьдесят тысяч, которые она копила на пластику. Алименты от Артёма составляли сорок тысяч рублей, но Вероника тратила на себя минимум восемьдесят тысяч ежемесячно — салоны, косметика, одежда. Долг за квартиру достиг ста пятидесяти тысяч рублей.

Вот тогда она и решила, что дочь должна приносить пользу.

— Елена Михайловна, я не смогу участвовать в конкурсе, — Полина стояла в кабинете любимой учительницы и еле сдерживала слёзы.

— Как это не сможешь? Полина, ты же прошла отбор! У тебя абсолютный слух, потрясающая техника! Профессор из консерватории специально приедет тебя послушать!

— Мама заставляет работать. Говорит, музыка — это баловство.

Елена Михайловна вздохнула. Она знала Веронику — та пару раз появлялась в школе, требовала вернуть деньги за обучение.

— Послушай, давай я с ней поговорю? Объясню, какие перспективы…

— Бесполезно. Она сказала — либо я приношу восемьсот рублей в день, либо ночую в подъезде. И это не пустые угрозы — на прошлой неделе я два раза на лестнице спала.

— Господи! — ахнула учительница. — Но это же… Надо в опеку обратиться!

— Нет! — испугалась Полина. — Мама сказала, меня сразу в детдом отправят. А там до восемнадцати лет, без образования…

Елена Михайловна прижала девочку к себе. Талант такого уровня встречается раз в десятилетие, а эта женщина губит ребёнка!

Полина пыталась совмещать невозможное. Утром школа — восемь уроков. После школы бежала мыть полы в кафе «Уют» — хозяйка Марина Петровна платила триста рублей за смену (4 часа работы с 15:00 до 19:00). Потом до десяти вечера мыла посуду в пиццерии — ещё четыреста рублей за три часа. Но до восьмисот не хватало.

По выходным раздавала листовки на улице — платили пятьдесят рублей в час, минимум десять часов в день. Итого пятьсот рублей, но это только если погода хорошая. В дождь работы не было.

На музыкалку ходила урывками — Елена Михайловна занималась с ней бесплатно по вечерам, когда Полина успевала прибежать после подработки.

— Полиночка, ты же губишь руки! — учительница с ужасом смотрела на покрасневшие от моющих средств пальцы. — Скрипачу нужна особая чувствительность!

— А что мне делать? — девочка заплакала. — Мама вчера сказала, что подниму плату до тысячи двухсот. У неё долг за квартиру накопился.

***

В тот день, когда всё изменилось — 25 октября 2019 года, пятница — Полина сидела на скамейке в сквере возле музыкальной школы и плакала. Утром она помогла соседке-пенсионерке донести сумки с рынка — та дала ей двести рублей. Но это всё, что удалось заработать — в кафе сократили часы, пиццерия закрылась на ремонт.

«Как же я устала,» — думала девочка, глядя на свои покрасневшие от химии руки. — «Мама даже не замечает, что я превращаюсь в загнанную лошадь. Ей лишь бы деньги…»

Идти домой без денег означало снова ночевать в подъезде. А на улице уже холодно, середина октября, температура ночью опускалась до плюс пяти.

— Девочка, что случилось? — раздался мягкий голос.

Полина подняла голову. Перед ней стояла женщина лет сорока пяти в строгом сером костюме, с добрым усталым лицом.

— Ничего, всё нормально, — пробормотала девочка, вытирая слёзы.

— Не похоже на «нормально». Ты же плачешь. И почему не в школе в три часа дня?

— У нас сокращённые уроки, педсовет, — автоматически ответила Полина.

«Зачем я ей вру? Какая разница, узнает она правду или нет. Всё равно никто не поможет.»

Женщина села рядом на скамейку, достала из сумки пачку влажных салфеток.

— Вытри лицо. Меня Тамара Андреевна зовут. А тебя?

— Полина.

— Красивое имя. Знаешь, Полина, я тоже когда-то сидела вот так на скамейке и плакала. Думала — всё, конец света. А потом оказалось, что это было начало новой жизни. Расскажи, что случилось. Может, я смогу помочь?

Что-то в её голосе было такое тёплое, материнское, что Полина разрыдалась и выложила всё: про мать, про деньги, про ночёвки в подъезде, про конкурс, который она пропустит.

— Боже мой! — женщина побледнела. — Как твою маму зовут?

— Вероника Сергеевна Малышева.

— А девичья фамилия?

— Кажется, Волкова. А что?

Женщина закрыла лицо руками. Надо же, какое совпадение! Вероника Волкова — её подруга детства, с которой они дружили до института. Та самая, которая увела у неё жениха Максима. Правда, потом он и от Вероники ушёл, но осадок остался.

— Меня зовут Тамара Андреевна Семёнова, — представилась она. — Я работаю нотариусом, контора здесь недалеко. Пойдём ко мне, поговорим спокойно. И поешь нормально — ты когда последний раз ела?

— Вчера вечером. Мама съела весь завтрак, а денег на обед нет.

— Господи… Пойдём скорее!

По дороге они зашли в магазин. Тамара купила продуктов, несмотря на робкие протесты Полины.

Квартира у Тамары Андреевны была просторная, трёхкомнатная, с высокими потолками в старом доме. Книги занимали целую стену, на другой висели картины, а в углу гостиной стояло старинное пианино.

— Красивое, — Полина невольно подошла к инструменту.

— Это от бабушки осталось. Она преподавала в консерватории. Я тоже училась, но таланта не хватило. Ты играешь?

— На скрипке. Но мама говорит, это бесполезное занятие.

— Покажешь? — Тамара заметила потёртый футляр в рюкзаке девочки.

— Я всегда ношу с собой, дома боюсь оставлять. Мама грозилась продать.

Полина достала скрипку — старенькую, но ухоженную, с новыми струнами, которые Елена Михайловна подарила к конкурсу.

— Что сыграть?

— Что хочешь. Что душа просит.

Полина подумала и заиграла Баха, партиту номер два. Сложнейшее произведение, которое она разучивала к конкурсу.

Тамара слушала, не дыша. Это был не просто талант — это был дар! Техника, чувство, глубина — всё было на уровне выпускников консерватории, а девочке всего пятнадцать!

— Полина, ты понимаешь, как играешь? Это же гениально!

— Елена Михайловна говорит, у меня способности. Обещала написать рекомендацию в музыкальное училище при консерватории. Но мама считает это ерундой. Говорит, музыканты нищие, толку от них никакого.

Тамара стиснула зубы. Вероника губит ребёнка, как когда-то чуть не погубила её жизнь!

— Слушай, а ты не пробовала на этом зарабатывать? Не на улице играть, а по-другому?

— Как?

— У меня есть знакомый, он занимается рекламой. Им постоянно нужна музыка для роликов. Обычно покупают готовую, но оригинальные аранжировки стоят дороже. Первый заказ — пять тысяч рублей за минуту музыки. Если справишься хорошо, второй могут заплатить семь тысяч за более сложную аранжировку. Ты могла бы записывать музыку дома, на компьютере.

— У нас нет компьютера. И я не умею с программами работать.

— Научишься. У меня есть ноутбук, могу дать попользоваться. И программы установим. Научу основам — я в своё время увлекалась. И ещё — я куплю тебе профессиональные наушники для записи, видела хорошие за три тысячи рублей. Это мой подарок.

***

На следующий день, в субботу, Тамара отправилась к Веронике. Адрес Полина дала неохотно.

Дверь открыла Вероника в шёлковом халате, с идеальным макияжем, несмотря на ранний час.

— Томка? — она узнала бывшую подругу мгновенно. — Сто лет не виделись! Ты чего пришла, Максима своего бывшего ищешь? Так он давно слинял, третий год алименты не платит!

— Я про Полину пришла поговорить. Ты соображаешь, что делаешь? Выгоняешь ребёнка на улицу, заставляешь работать вместо учёбы!

— А тебе какое дело? Моя дочь, что хочу, то и делаю! Нечего совать нос в чужую жизнь!

— Вероника, это же ребёнок! Талантливейший ребёнок! Ты губишь её! Она могла бы стать великой скрипачкой!

— Ой, не смеши! Какой талант? Пиликанье на скрипке? Лучше пусть деньги зарабатывает! А ты чего вообще к ней прицепилась? Мстить решила за Максима? Так я его у тебя честно отбила, сама виновата, что не удержала!

Тамара ушла, хлопнув дверью. Но сдаваться не собиралась.

В понедельник она встретила Полину после школы.

— Пойдём, покажу, как с программой работать. Мой знакомый уже дал первый заказ — музыка для рекламы молочных продуктов. Что-то нежное, минута-полторы. Заплатят пять тысяч за ролик.

— Пять тысяч?! — Полина не поверила своим ушам.

— Это ещё немного. Когда наберёшься опыта, сможешь брать больше. Главное — портфолио собрать.

Следующие две недели Полина проводила все свободные часы у Тамары. Та научила её работать в музыкальном редакторе Cubase, показала, как накладывать дорожки, микшировать звук, использовать VST-плагины для обработки.

— У тебя компьютер в порядке? — спросила Тамара однажды утром, готовя завтрак — овсяную кашу с ягодами и какао.

— Да, всё хорошо. Спасибо вам за всё…

— Не благодари. Лучше расскажи, как в школе дела? Учителя не спрашивают, почему ты уставшая приходишь?

— Классная сказала, что если оценки упадут, вызовет маму в школу.

— Ничего, справимся. Вот, держи бутерброды с собой на обед. И яблоко. И сок.

Полина смотрела на заботливо упакованный ланч-бокс и еле сдерживала слёзы. Когда последний раз мама готовила ей обед в школу? Лет пять назад, наверное.

— Знаешь, у тебя прирождённый слух к гармонии, — удивлялась Тамара. — Ты интуитивно делаешь то, чему других годами учат.

Первый заказ приняли с восторгом. Потом был второй, третий. За два месяца Полина заработала сорок пять тысяч — невероятные деньги! Она откладывала по пятнадцать тысяч ежемесячно на отдельный счёт, который Тамара открыла для неё в банке.

— Только не говори матери, откуда такие суммы, — предупредила Тамара. — Скажи, что в ресторане устроилась официанткой. И отдавай ей не всё — часть откладывай. На чёрный день. Счёт оформлен на моё имя, но карточку дам тебе.

— А если она узнает?

— Не узнает. Деньги я буду переводить на свою карту, а тебе наличными отдавать. Договорились?

Полина благодарно кивнула. За два месяца она привязалась к Тамаре Андреевне как к родной. Та не просто помогала с заработком — учила, поддерживала, верила в неё.

— Знаешь, я договорилась с профессором из консерватории, — сказала однажды Тамара. — Он послушает тебя, даст рекомендации. Это тот самый Виктор Павлович Архипов, у которого ты должна была играть на конкурсе.

— Но я же не готова! Я месяц толком не занималась!

— Ерунда. Талант никуда не делся. Просто сыграй, как чувствуешь.

Прослушивание назначили на субботу. Полина сказала матери, что идёт на целый день на подработку. Вероника только отмахнулась — главное, чтобы деньги приносила.

Профессор Архипов оказался седым интеллигентным мужчиной с добрыми глазами.

— Так это вы та самая Полина, которая не явилась на конкурс? Елена Михайловна очень расстроилась. Говорила, вы подавали большие надежды.

— Обстоятельства, — тихо ответила девочка.

— Что ж, давайте послушаем, на что вы способны.

Полина играла час. Баха, Вивальди, Паганини. Профессор слушал, кивал, иногда что-то записывал.

— Девочка, — сказал он, когда она закончила. — У вас не просто талант. У вас дар божий. Но техника страдает — нужны ежедневные занятия минимум по четыре часа. Готовы?

— Я… я не знаю. Мне нужно работать.

— Тамара Андреевна рассказала о вашей ситуации. Послушайте, я готов заниматься с вами бесплатно. Более того, есть фонд поддержки молодых музыкантов. Можно оформить стипендию — пятнадцать тысяч в месяц. Немного, но хоть что-то.

— Правда?! — Полина не поверила своим ушам.

— При условии ежедневных занятий и участия в концертах. Согласны?

— Конечно!

***

Однажды Вероника проследила за дочерью. Та сказала, что идёт на работу в ресторан, но свернула совсем в другую сторону.

«Ах ты, дрянь! — подумала Вероника. — Врёшь матери! Небось к мальчишке какому бегаешь!»

Она пошла следом и увидела, как Полина входит в подъезд дома на Садовой. Квартира на третьем этаже, дверь налево — Вероника всё запомнила.

На следующий день она явилась по этому адресу. Дверь открыла Тамара.

— Так вот кто моей дочери мозги промывает! — заорала Вероника с порога. — Ты специально её от меня отваживаешь! Месть это твоя запоздалая!

— Вероника, я просто помогаю ребёнку не пропасть! Ты же её гробишь!

— Да ладно! Думаешь, я не понимаю? Ты решила, что Полька от Максима, и теперь материнские чувства в тебе проснулись?

— При чём тут Максим? — опешила Тамара.

— А при том, что он твой бывший! Забыла, как я его у тебя увела? Вот теперь и мстишь через дочь! Наверное, денег ей даёшь, чтобы она тебя мамой называла!

Полина как раз вышла из комнаты, где занималась аранжировкой.

— О чём вы говорите? — растерянно спросила она.

— О том, что эта тварь пытается тебя у меня отбить! — взвизгнула Вероника. — Она жениха у меня украла в молодости!

— Наоборот! — не выдержала Тамара. — Это ты Максима у меня увела! Специально его соблазнила, когда мы уже свадьбу планировали!

Полина слушала и не могла поверить. Её мать отбила мужчину у женщины, которая теперь ей помогает?

— Мама, хватит! — неожиданно твёрдо сказала она. — Тамара Андреевна добрее тебя в тысячу раз! И если она когда-то любила твоего Максима, то ты должна перед ней извиниться!

— Да как ты смеешь?! Я тебе сейчас покажу! — Вероника замахнулась на дочь.

Тамара перехватила её руку:

— Не смей! Тронешь ребёнка — сразу в полицию пойду! И в опеку! Расскажу, как ты с дочерью обращаешься!

— А я расскажу, что ты её совращаешь! Что ты с ней делаешь, когда она сюда приходит?

— Мама! — Полина заплакала. — Как ты можешь такое говорить? Тамара Андреевна учит меня музыке! Помогает с заработком! Она сделала для меня больше, чем ты за всю жизнь!

— Ах так?! Ну и оставайся с ней! Посмотрим, как ты запоёшь, когда я тебя из квартиры выпишу!

— Выписывай! — крикнула Полина. — Я больше домой не вернусь! Можешь хоть в полицию идти, хоть куда! Все узнают, как ты со мной обращаешься! Как заставляла работать, как из дома выгоняла!

Вероника ушла. А Полина упала на диван и разрыдалась. Тамара села рядом, обняла.

— Тише, тише. Всё будет хорошо.

— Куда я теперь пойду? Она же правда из квартиры выгонит!

— Будешь жить у меня. Комнат хватает. И не спорь — решено.

— Но… А вдруг она в полицию пойдёт?

— Не пойдёт. Ей самой невыгодно, чтобы органы опеки заинтересовались. А если и пойдёт — у меня есть знакомый адвокат. Разберёмся.

Через неделю Вероника прислала смс: «Нашла мужика с деньгами. Уезжаю к нему в Сочи. Живи где хочешь. Квартиру сдаю, вещи твои выброшу».

— Мама бросила меня, — констатировала Полина без особых эмоций.

— Это к лучшему, — мягко сказала Тамара. — Теперь можно оформить всё официально.

***

Оформление опекунства заняло три месяца. Тамара наняла лучшего адвоката — потратила двадцать тысяч рублей на справки, экспертизы и юридические услуги. Процесс включал медосмотр Полины, психологическую экспертизу и тщательную проверку жилищных условий. Вероника даже не появилась на заседании, прислала нотариальное согласие из Сочи.

— Молодец ваша мамаша, — хмыкнул адвокат. — Сама отказалась от ребёнка.

Органы опеки проверили условия жизни, поговорили с Полиной. Тамара предоставила справку о доходах, характеристику с работы. На обустройство комнаты для Полины она потратила пятьдесят тысяч рублей — новая мебель, письменный стол, шкаф для одежды. Отдельно был куплен музыкальный центр для занятий — двадцать пять тысяч рублей.

— Прекрасно, что девочка попала к вам, — сказала инспектор. — Видно, что вы о ней заботитесь. И талант развиваете — это важно.

Елена Михайловна написала ходатайство, профессор Архипов — тоже.

— Теперь ты официально под моей опекой до восемнадцати лет, — сообщила Тамара, выходя из здания суда 15 февраля 2020 года.

— Спасибо, — Полина обняла её. — Можно я буду звать вас мамой? Ну, или мама Тамара?

— Конечно, доченька.

Первые недели жизни в новом доме были для Полины как сказка. Своя комната с письменным столом у окна, полка для нот, мягкий ковёр на полу. Каждое утро — горячий завтрак, собранный обед в школу, вечером — совместный ужин с разговорами о музыке, книгах, жизни.

— Полина, ты Достоевского читала? — спросила однажды Тамара.

— «Преступление и наказание» в школе проходили.

— А «Идиота»? Там есть потрясающие размышления о красоте и музыке. Возьми с полки, почитай.

Девочка взяла книгу, открыла наугад: «Красота спасёт мир». Задумалась. Может, и правда спасёт? Её ведь спасла — через музыку нашлась Тамара Андреевна.

Подготовка к поступлению в музыкальное училище при консерватории шла полным ходом. Профессор Архипов занимался с Полиной четыре раза в неделю. Уроки проходили в его классе в консерватории — большой светлой комнате с роялем Стейнвей и портретами великих композиторов на стенах.

— Смычок держишь зажато, — поправлял профессор. — Рука должна быть свободной, как птица в полёте. И вибрато — от локтя, не от кисти. Ещё раз, с начала.

Полина начинала снова. Паганини, каприс номер 24 — один из сложнейших в репертуаре. Пальцы летали по грифу, смычок вибрировал, создавая невероятные по сложности пассажи.

«Это как бег с препятствиями,» — думала она, преодолевая особенно сложный эпизод. — «Прыжок, ещё прыжок, не споткнуться на двойных нотах, удержать темп…»

— Стоп! — прервал профессор. — Техника подтягивается, но ты играешь механически. Где душа? Где история? Ты не робот, программирующий ноты. Ты музыкант, рассказчик. Какую историю рассказывает этот каприс?

— Историю борьбы? — неуверенно предположила Полина. — Человек борется с судьбой, падает, поднимается снова?

— Именно! И ты должна эту борьбу показать. Каждой нотой, каждой паузой. Вот смотри, — профессор взял свою скрипку. — Первая фраза — это вызов судьбе. Играй дерзко, с вызовом!

Он сыграл несколько тактов. Те же ноты, но совершенно другое ощущение — в его исполнении музыка жила, дышала, боролась.

— Теперь ты. И помни — музыка это не звуки, это эмоции, превращённые в звуки. Ты должна не играть борьбу, а переживать её.

Полина училась по двенадцать часов в день. Утром школа, днём занятия с профессором, вечером самостоятельная работа. В выходные — аранжировки для рекламы.

— Не перегорит? — беспокоилась Тамара.

— Нет, — улыбался профессор. — Она из тех, кто живёт музыкой. Для неё это не работа, а жизнь.

Параллельно Полина начала выступать. Первый сольный концерт в малом зале филармонии — всего сто мест, но для неё это был дебют на большой сцене.

«Не смотри в зал,» — напутствовал профессор за кулисами. — «Представь, что играешь для одного человека. Самого важного.»

Полина вышла на сцену. Свет софитов слепил глаза. В зале — темнота, только первый ряд различим. Там сидела Тамара Андреевна, улыбалась ободряюще.

«Я играю для неё. Для женщины, которая стала мне настоящей мамой.»

Первая часть программы — Бах, соната номер один соль минор. Полина начала с адажио — медленно, проникновенно. Каждая нота — как слеза, как благодарность. Зал затих. Даже кашлять перестали.

Потом была фуга — стремительная, сложная, требующая невероятной концентрации. Четыре голоса, переплетающиеся в единую ткань. Полина играла, и ей казалось, что она парит над сценой, наблюдая за собой со стороны.

Финальный аккорд. Тишина. А потом — взрыв аплодисментов. Люди встали. Овация!

— Браво! — кричал зал.

Тамара Андреевна в первом ряду вытирала слёзы и аплодировала громче всех. Рядом — Елена Михайловна, тоже не скрывала эмоций.

— Я же говорила — талант! — шептала она. — Спасибо вам, что не дали ему пропасть!

Экзамены в училище Полина сдала блестяще. Конкурс был огромный — двенадцать человек на место. Но после её игры члены комиссии переглянулись — было ясно, кто победил.

— Поздравляю, — профессор Архипов пожал руку своей ученице. — Ты зачислена. Более того, тебе дают повышенную стипендию — пятнадцать тысяч рублей в месяц, плюс гонорары за концерты — от десяти тысяч за выступление. И место в общежитии. Хотя, думаю, оно тебе не понадобится?

— Нет, я буду жить дома. То есть у Тамары Андреевны.

— Правильно. Домашняя обстановка для музыканта важна. И ещё одна новость — фонд поддержки молодых талантов выделил грант на покупку профессиональной скрипки. Сто пятьдесят тысяч рублей. Завтра поедем выбирать инструмент.

***

Прошло три года. Полина училась на третьем курсе, параллельно выступала с оркестром филармонии. В восемнадцать лет она уже была лауреатом четырёх международных конкурсов. За победу в первом конкурсе она получила пять тысяч долларов — на эти деньги была куплена профессиональная аппаратура для записи аранжировок. Второй конкурс принёс восемь тысяч евро — деньги пошли на мастер-классы у известных музыкантов.

Вероника появилась только раз. Её очередной «муж» оказался мошенником и оставил её без копейки. Она приехала из Сочи, постаревшая, с потухшим взглядом.

— Полинка, — заискивающе улыбалась она, стоя на пороге квартиры Тамары. — Ну ты же не бросишь родную мать? Я слышала, ты теперь знаменитая скрипачка, концерты даёшь. Помоги материально!

«Три года не интересовалась, жива ли я. А теперь пришла за деньгами. Как предсказуемо.»

Полина молча достала из сумки пять тысяч рублей.

— Это на билет обратно в Сочи. Больше не приходи.

— Как ты можешь так с матерью?! Я тебя родила, растила!

— Растила? — Полина усмехнулась. — Ты выгоняла меня на улицу зарабатывать. Заставляла ночевать в подъезде. А когда появился мужчина с деньгами, просто бросила. Настоящая мама — это Тамара Андреевна. Она научила меня прощать. Я простила тебя, но видеть не хочу. Прощай.

Вероника взяла деньги и ушла. Больше они не встречались.

— Тяжело было? — спросила Тамара вечером.

— Нет. Она для меня чужой человек. Моя настоящая мама — это вы.

Через два года Полина с отличием окончила училище и поступила в консерваторию. Выпускной концерт стал её триумфом — она играла концерт Брамса для скрипки с оркестром.

Большой зал консерватории. Две тысячи мест, все заняты. Полина стояла в центре сцены в длинном чёрном платье, рядом — дирижёр, позади — симфонический оркестр.

«Это мой момент. Момент, о котором я даже мечтать не смела, когда мыла полы в кафе.»

Дирижёр взмахнул палочкой. Оркестр заиграл вступление. Полина подняла скрипку, дождалась своего вступления и начала. Первая тема — широкая, певучая, полная света и надежды. Её пальцы порхали по струнам, смычок пел.

В развитии второй части, когда мелодия становилась всё более страстной и драматичной, Полина вспомнила всё — ночёвки в подъезде, слёзы отчаяния, мамино равнодушие. Но также — первую встречу с Тамарой, первый заработанный честным трудом гонорар, первые аплодисменты…

Финал концерта — стремительный, виртуозный, празднующий победу света над тьмой. Последний аккорд утонул в буре оваций. Весь зал встал.

— Браво! Брависсимо!

В первом ряду, на седьмом месте, Тамара Андреевна не скрывала слёз радости.

— Этот концерт я посвящаю своей маме — Тамаре Андреевне Семёновой, — сказала Полина со сцены. — Женщине, которая спасла мою жизнь и мой талант.

Тамара заплакала. А профессор Архипов, сидевший рядом, похлопал её по плечу:

— Вы совершили чудо. Из забитой девочки вырастили великую скрипачку. Горжусь, что был сопричастен.

Источник

👉Здесь наш Телеграм канал с самыми популярными и эксклюзивными рассказами. Жмите, чтобы просмотреть. Это бесплатно!👈
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: